Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь, не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы.
Пожелания счастья в лучах настоящей любви..
Я свяжу тебе жизнь из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю...
Где я нитки беру? Никому... никогда... не признаюсь..
Чтоб связать тебе жизнь... Я... тайком распускаю... свою...

Адаптационный период для первоклассников в школе.



Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У первоклассников изменились социальное окружение и система деятельности. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок пережи­вает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учи­телей, об особенностях и условиях обучения, о цен­ностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутрен­ней напряженности, настороженности.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточ­но длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в уче­бе, быстро утомляется и просто не хочет идти в шко­лу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наи­более подверженными дезадаптации.
Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школь­ной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный про­цесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и диффе­ренцировать обучение. Наконец, необходимо коррек­тировать собственную педагогическую позицию от­носительно класса и отдельных ребят. Независимо от того, каким образом начинается учеб­ный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода — помочь ребятам по­знакомиться друг с другом, с учителями, с новой учеб­ной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Каковы же задачи адаптационного периода для первоклассников:
— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (по­этому важно показать различие: школьник — не ­школьник);
— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
— научить ребенка задавать вопрос (не столько в про­цедурном плане, сколько в смысле решимости);
— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

Психологическое обеспечение адаптационного периода.
Процесс адаптации первоклассников занимает, как правило, около двух месяцев, т.е. первую четверть. Психолог изучает уровень развития первоклассников, наблюдает за ними и определяет, как идет школьная адаптация. По результатам обследования психолог беседует с учителем и родителями.
Что можно сделать учителю, чтобы помочь ребятам преодолеть эти трудности?
·        снять тревожность, создать доброжелательную ат­мосферу в классе;
·        познакомить детей друг с другом и классным руко­водителем;
·        познакомить ребят со школой, с режимом дня в школе;
·        познакомить первоклассников со школьными пра­вилами и создать условия для принятия их детьми.
Важным этапом адаптационного периода является совместная подготовка классными руководителями и психологом первого в учебном году родительско­го собрания.
Какими могут быть задачи первого родительского собрания?
снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;
• поделиться с родителями впечатлениями класс­ного руководителя об атмосфере в классе, его осо­бенностях, трудностях;
• выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педа­гогов;
• определить трудности родителей в общении с ре­бенком, в его воспитании;
• договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, о единых требованиях, продиктованных школьными правилами.

Динамика адаптационного периода первоклассников
 Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длит­ся примерно неделю, учитель, прежде всего, ставит за­дачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возмож­ность детям почувствовать себя членами нового со­общества.
Работая на втором этапе над режимом дня школьни­ка, ребята вспоминают, что они делают утром, го­товясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что — помогает стать настоящими школьниками.
На третьем этапе учитель обсуждает с ребятами воз­можные критерии оценки учебной работы (правиль­ность, аккуратность, красота, старательность, инте­рес и др.) и способы, как всего это можно достичь.
Четвертый этап адаптационного периода перво­классников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлитель­ные или слишком импульсивные, слишком тревож­ные и т.д.). Самым непростым делом для первоклассников, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, насколько по-школьному работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им спра­виться с заданиями.
На заключительном этапе ребята обмениваются впе­чатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, рас­пределяют общественные поручения. Заканчивается адаптационный период перво­классников праздником «Посвящение в ученики». Значимым моментом этого периода являются роди­тельские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учеб­ной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий