Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь, не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы.
Пожелания счастья в лучах настоящей любви..
Я свяжу тебе жизнь из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю...
Где я нитки беру? Никому... никогда... не признаюсь..
Чтоб связать тебе жизнь... Я... тайком распускаю... свою...

Работа классных руководителей по повышению уровня воспитанности школьников


1-й  э т а п – выявление уровня воспитанности учащихся. Чтобы хорошо изучить и понять ученика, надо знать, что за каждым его поступком лежат обычно скрытые от непосредственного наблюдения мотивы. Они и побуждают его вести себя определенным образом, влияют на характер его деятельности.
В ряде случаев внешнее поведение ученика не выражает его внутреннего состояния. Следовательно, необходимо научиться правильно оценивать не только поступки школьника, но и мотивы, которые лежат за этими поступками.
При изучении учащихся классному руководителю необходимо помнить о требованиях к личности выпускника школы (это должен быть человек большой культуры и широкого кругозора, деятельностный и высоконравственный); определять качества, посредством которых реализуется его жизненная позиция; развивать способности, склонности и дарования.
Для эффективности решения этих задач классному руководителю следует знать критерии оценки и показатели воспитанности.
Критерии оценки
Показатели воспитанности
1
2
Эрудиция Прочность и глубина знаний, использование разнообразных источников информации.
Культура речи.
Доказательность и аргументированность суждений.
Сообразительность
Прилежание Старательность и добросовестность.
Регулярность и системность занятий.
Самостоятельность.
Внимательность.
Взаимопомощь
Трудолюбие Организованность и собранность.
Стремление совершенствовать результаты.
Бережливость.
Социальная направленность.
Привычка к самообслуживанию.
Следования правилам безопасности в работе.
Эстетика в труде
«Я и природа» (отношение к природе) Бережное отношение к земле, к растениям, к животным.
Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде.
Помощь природе
«Я и общество» (отношение к общественным нормам и закону) Выполнение правил поведения.
Соблюдение правил внутреннего распорядка.
Следование нормам и правилам человеческого общения,
толерантность (терпение).
Милосердие как противоположность жестокости.
Участие в жизни класса и школы
Эстетический вкус (отношение к прекрасному) Аккуратность и опрятность.
Культурные привычки.
Внесение эстетики в жизнедеятельность.
Умение находить прекрасное в жизни.
Насыщение культурным центром
«Я» (отношение к себе) Саморегуляция.
Умение организовать свое время.
Соблюдение санитарно-гигиенических правил ухода за собой.
Забота о здоровье.
У меня нет вредных привычек
Главный критерий воспитанности школьников – это их дела, поступки, мотивы, которыми они руководствуются. Наглядное состояние воспитанности можно представить в виде «Карты воспитанности»
Для изучения учащихся целесообразно использовать различные методики:
  1. Предварительное знакомство с учащимся и его документацией, наблюдение, проверка конфликтной ситуации, анализ результатов деятельности школьника, обследование условий жизни и воспитания в семье, беседы и интервью с учащимися, родителями, активом класса, с учителями, определение доминирующих причин отставания в учебе или недостаточной воспитанности и мер по их предупреждению и преодолению.
  2. Анкетирование, «недописанный тезис», «альтернативный тезис», «недописанный рассказ» и др. (см. ж. «Воспитание школьников», № 1–6, 1990, № 1–6, 1991 г.).
  3. Система Ю. К. Бабанского «Педагогический консилиум».
  4. Психолого-педагогическая диагностическая карта личности учащегося, разработанная  кафедрой  психологии  Пензенского  областного  ИУУ (см. Приложение).
  5. Создание ситуаций, в которых проявляется то или иное качество личности (деловые и родовые игры, КДТ и т. д.).
2-й  э т а п – методика постановки целей и задач воспитания Следующим аспектом построения воспитательной системы классного руководителя является постановка целей и задач по формированию индивидуальных качеств личности. Для этого сначала важно определить направления развития личности и коллектива на учебный год, придерживаясь следующих правил и требований:
  • учитывать данные карты воспитанности об уровне сформированности качеств личности каждого школьника и коллектива класса;
  • отвечать и фиксировать изменения в личности учащегося в дневниках наблюдений, в таблице оценки качеств;
  • учитывать развитие индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;
  • определять направленность его личности (экстраверт или интраверт);
  • определять темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
  • изменение в развитии качеств личности проектировать во взаимосвязи в развитии мышления, знаний и умений учащихся;
  • воспитательные задачи должны быть конкретными, рассчитанными на определенный срок и достижения; они должны выражать то, что мы хотим сформировать (какие качества личности).
Работая по осуществлению указанных правил и требований, классный руководитель учитывает индивидуальные особенности и возможности таким образом, чтобы во время всего процесса деятельности шло постоянное самоутверждение личности, направленное на проявление социально ценного поведения.
3-й  э т а п – отбор и применение средств достижения поставленных задач.
Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для реализации «жизненных сил личности» (К. Маркс), то есть при организации воспитательной системы целесообразно ориентироваться не только на подготовку учащихся к будущей жизни, завтрашнему труду и профессии, а делать их сегодняшними участниками, творцами окружающей их жизни.
Классный руководитель осуществляет педагогическую корректировку всех воспитательных влияний, падающих на класс, как в школе, так и со стороны многообразной социальной среды, через содержание деятельности учащихся, педагогические наблюдения в естественных условиях повседневной действительности, дополняемые специальными методиками изучения личности – анкетированием, тестированием, социометрией.
Коррекция воспитательных влияний заключается и в том, что классный руководитель преобразует позицию школьника: будучи объектом воздействий, школьник становится все более субъектом воспитания – субъектом восприятия, деятельности, отношения. В итоге школьник, как бы приняв эстафету от педагога, сам занимается своим воспитанием.
Ориентация школьников на саморазвитие, самовоспитание, вооружение каждого из них средствами самосовершенствования становится важнейшей педагогической задачей.
Успех самовоспитания во многом определяется направленностью и содержанием программы самовоспитания, которая включает в себя мотивацию работы личности над собой, определение задач, основных средств их осуществления.
Большую роль в направленности мотивов самовоспитания играют потребность и интересы. Именно осознание необходимости осуществления потребностей лежит в основе стремления человека совершенствовать свою личность. Интерес как непосредственное выражение потребности способствуют образованию конкретных мотивов самовоспитания.
В создании и осуществлении программы самовоспитания важное значение имеет система средств. Построение данной программы предполагает добывание субъектом информации об окружающей действительности, о самом себе, о ходе реализации процесса саморегулирования.
Место классного руководителя – рядом с ребенком, главная его линия – взаимодействие с самим ребенком, основная его функция – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания.
Классный руководитель – защитник, советчик, духовный наставник каждого отдельно взятого школьника, проводник человеколюбия и высоких гражданских чувств. Цель его работы – правильно организовать жизнь учащихся. Для осуществления поставленной цели он создает условия для того, чтобы ребенок успешно развивался в доступных ему видах деятельности.
Деятельность, общение и бытие (образ жизни) ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые классный руководитель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует раскрытию способностей.
4-й  э т а п – планирование системы воспитательной работы.
Важным моментом построения воспитательной работы как системы является планирование, основанное на реализации принципа деятельностного подхода к воспитанию. Это процесс творчества классного руководителя, в ходе которого следует руководствоваться следующими сложившимися в практике и обоснованными наукой требованиями:
  1. План не должен представлять собой бессистемный перечень дел – важно, чтобы в нем был стержень.
  2. Следует планировать взаимодействие учителя и детей, работу самих учащихся, педагогически направленную и организуемую.
  3. Конкретность, осязаемость включенных в план дел.
  4. Разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы.
  5. Максимальная индивидуализация плана с учетом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного руководителя.
  6. Учет плана работы школы, возможностей микрорайона, юбилейных дат страны, общественных организаций и движений, района.
  7. Важнейшее организационно-педагогическое условие деятельности классного руководителя – соблюдение преемственности в работе с классом, выявление особенностей стиля взаимоотношений с учащимися своего предшественника, сложившаяся система организации коллектива.
  8. Принцип деятельностного подхода является ведущим в планировании воспитательной работы. Он означает, что в основном разделе плана предусматривается организация различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентировочной и свободного общения.
анализ работы